Композиция, иллюстрирующая песнопение Октоиха (богородичен седален 8-го гласа в воскресенье на утрене по 2-й кафизме), к-рое также присутствует в литургии свт. Василия Великого; ее появление связано с общим процессом развития в изобразительном искусстве, в частности на Руси, гимнографических тем.
В основе иконографии данной композиции - гимн прп. Иоанна Дамаскина, к-рый он посвятил Божией Матери после чудесного исцеления его отсеченной руки (BHG. Vol. 2. N 885m; см. также ст.: «Троеручица» (Дамаскинская), икона Божией Матери). В дни совершения литургии свт. Василия Великого (кроме Великих четверга и субботы, а также дня, когда праздник Благовещения Пресв. Богородицы или его отдание приходится на воскресенье Великого поста) это песнопение поется вместо «Достойно есть» как задостойник одновременно с ходатайственными молитвами, совершаемыми в алтаре священником, который последовательно поминает чины святости (Пресв. Богородицу, св. Иоанна Предтечу, апостолов, святых, чья память празднуется в этот день); в этих молитвах раскрывается фигурирующее в тексте гимна понятие «человеческий род»: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Вопрос о происхождении иконографии «О Т. р.» остается открытым. Версия о ее сложении в Византии и проникновении на Русь в XV в. была выдвинута Н. П. Кондаковым. Большинство исследователей полагают, что иконография имеет рус. корни: по мнению А. Н. Грабара, она возникла на Руси в XV в. и затем стала известна в балканском искусстве; В. Н. Лазарев относил ее появление к нач. XIV в.; Е. В. Дувакина считает, что впервые она появилась в стенописи собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502; сев. люнет), откуда пришла в иконопись; В. Д. Сарабьянов и Э. С. Смирнова полагают, что ее авторами могли быть псковичи (Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 573); Л. В. Нерсесян связывает ее возникновение и распространение с ожиданием конца света по прошествии 7 тыс. лет от сотворения мира (1492). Зарубежные исследователи считают, что варианты «О Т. р.» возникли параллельно в Византии и в Др. Руси (Т. Вельманс); проникновению этой русской иконографии на Балканы способствовал один из афонских мон-рей (Г. Геров).
Текст песнопения в иконографии рус. памятников XV-XVI вв. проиллюстрирован буквально. На вершине горы, символизирующей Голгофу - границу между земным миром и раем, на престоле восседает Пресв. Богородица с Младенцем Христом на руках, окруженная сферой, которую поддерживают стоящие или парящие над горой ангелы («Ангельский собор»). За ними высится храм («освященный храме»). Сфера, гора и храм окружены более обширной сферой, содержащей изображение райских кущ («раю Словесный»). Храм в окружении кущ символизирует Небесный Иерусалим. Наружная сфера может быть дополнительно замкнута полукольцом с изображением Небесных сил. У подножия горы - славящий Пресв. Богородицу «человеческий род», представленный как Собор всех святых, обычно показанный 2 группами, разделенными на неск. ярусов по чинам святости (пророки, апостолы, святители, мученики и мученицы, преподобные, св. жены; в московском изводе добавлены праотцы); композиционно могут быть выделены фигуры прп. Иоанна Дамаскина и св. Иоанна Предтечи. Иногда у подножия горы в центре изображаются младенцы - души праведных. Иконография воплощает музыкальную (образ хваления небесной Церкви, постоянно славящей Бога) и поэтическую (схема композиции, основанной на концентрических кругах,- зрительная метафора кольцевой структуры текста, начинающегося и завершающегося одной и той же фразой) составляющие гимна. Иконографическими источниками «О Т. р.» стали композиции: «Страшный Суд» (заимствованы изображения Богоматери в райских кущах и шествия праведных в рай, указывающее на их грядущее блаженство), «Премудрость созда себе дом» (Богоматерь с Младенцем на престоле, окруженная сферой-славой, и храм как образ Ее, вместившей в Себя Спасителя), «Собор Богоматери» (стоящий на горе престол Богоматери со святыми у подножия, славящими Ее) и «Покров Пресв. Богородицы» (архитектура, иллюстрирующая идею о Пресв. Богородице как о мирообъемлющем храме и защитнице и Заступнице человеческого рода).
Древнейшие рус. иконы «О Т. р.»: псковская, перевезенная в суздальский Покровский мон-рь (2-я пол.- кон. XV в., ГТГ); московская, созданная в кругу Дионисия (ок. 1480, ГММК, Успенский собор Московского Кремля); новгородская икона-таблетка (кон. XV в., НГОМЗ); икона из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, КБМЗ; ее композиция близка к псковской иконе, на к-рую мог ориентироваться иконописец еще до перемещения последней в Суздаль). Эти произведения стали образцами для мастеров XVI в.
В XVI в. иконография «О Т. р.» развивалась преимущественно в иконописи. Памятники московской школы 1-й пол. XVI в. демонстрируют влияние образа из Успенского собора Московского Кремля. К нему близки икона из Успенского собора Дмитрова (нач. XVI в., ГТГ), а также композиция Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря, в нек-рых деталях цитирующая и новгородский извод. Среднерус. мастера XVI в. создавали крупные образы, больше ориентируясь на новгородский извод, но знали и псковский. Иконы из Пафнутиева Боровского мон-ря (ГТГ), из Мурома (МИХМ), из ГМЗК - образцы творческой переработки композиции предыдущего столетия. В Новгороде иконография «О Т. р.» обогатилась новыми элементами, претерпела стилистические изменения. В Пскове известен лишь один памятник XVI в., сочетающий новгородский и московский изводы. В Вологде сюжет развивался в живописи и в мелкой пластике на основе уже известных композиций.
В сер.- 2-й пол. XVI в. в Московской Руси иконография «О Т. р.» обогатилась космогоническим элементом - чином Небесных сил, в виде полукольца обрамляющим сферу «словесного рая». Сотериологический элемент иконографии - образы душ праведных или невинноубиенных в виде младенцев - встречается на иконе из Соловецкого мон-ря (кон. XVI в., ГММК) и на иконе из Илиинской ц. Вологды (3-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ). В композициях появились и др. отличия: новгородские, а затем и среднерус. иконописцы стали изображать храм фронтально, а не в изометрической проекции (икона из Пафнутиева Боровского мон-ря), крылья ангелов, поддерживающих сферу с Богоматерью, теперь писали раскрытыми, акцентируя роль Небесных сил как посредников между Богом и человеком. Таковы иконы из ГРМ (см.: София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 58. С. 176) и происходящая из ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ). На новгородских и среднерус. иконах в первых рядах предстоящих стали изображать местночтимых рус. святых, подчеркивая значение Русской Церкви во всемирной христ. истории. Икона из Успенского собора Богородицкого мон-ря в Свияжске (сер. XVI в.), вероятно созданная мастером московской школы, и икона из Богоявленской ц. с. Ухтостров (ныне Холмогорский р-н Архангельской обл.) (кон. XVI в., АМИИ) различны по характеру письма и прочтению образов, но на обеих над предстоящими, напротив св. Иоанна Дамаскина, изображен св. Иоанн Креститель Ангел пустыни, появление к-рого объяснимо только патрональным характером, поскольку его фигура прочно войдет в иконографию «О Т. р.» лишь в XVII в. В кон. XVI - нач. XVII в. композицию «О Т. р.» начинают сочетать с праздниками пасхального и страстного циклов, Собора архангелов (напр., на иконе годуновских мастеров из бывш. собрания И. С. Остроухова, ГТГ). Иконы «О Т. р.» часто помещали в местный ряд иконостаса.
В монументальной живописи XVI - нач. XVII в. композиция «О Т. р.» известна в росписи: зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551; с сев. стороны от портала); Успенского собора Богородицкого мон-ря в Свияжске (ок. 1605) - на западной стене вместо традиц. «Страшного Суда» помещена композиция «Что Ти принесем», содержащая все элементы иконографии «О Т. р.» (на 1-м плане представлены молящиеся Пресв. Богородице с Младенцем чины праведных во главе с равноап. царем Константином, с князьями - равноап. Владимиром, страстотерпцами Борисом и Глебом Киевскими) и включающая изображения волхвов, ведомых звездой, и персонификации земли и моря, отдающих мертвецов.
Широкое распространение икон «О Т. р.» в XVII в., в частности, связано с ожиданием приближающегося конца света, поскольку сюжет позволял воплотить эсхатологические идеи. Композиция разрастается. Ее вертикальную ось подчеркивают фигурками младенцев, образом св. Иоанна Предтечи, а также распахнутыми крыльями центрального ангела. Храм представляют как многообъемное и многопрестольное сооружение - райское здание-город. По сторонам от него пишут фигуры прор. Давида, играющего на гуслях-псалтири, и Благоразумного разбойника, в центре - полуфигуру благословляющего Господа Саваофа. Чины святых объединяют в ряды (икона 2-й четв. XVII в., ЯХМ). В XIX в. к такому изводу в ярославском варианте обратятся уральские иконописцы (икона-пядница, 1857, Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Ср. Урала). В этот период композиция «О Т. р.» широко представлена в настенной росписи (см.: Никитина Т. Л. Рус. церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 79, 82): в ярославских церквах свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (мастер Д. Г. Плеханов, 1675) и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695); в росписях артели Гурия Никитина (Троицкий собор Ипатиевского мон-ря в Костроме, 1654; Крестовоздвиженский собор в Тутаеве, 1676; Спасо-Преображенский собор Евфимиева мон-ря в Суздале, 1689) - в 1-м расширенном ряду предстоящих изображен св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. В Троицком соборе Ипатиевского мон-ря и суздальском Спасо-Преображенском соборе этот сюжет помещен в конхе алтарной апсиды как собирательный образ литургии; его расположение в алтарной зоне сохранилось и позднее (напр., в диаконнике Петропавловской ц. в с. Поречье-Рыбном близ Ростова, 80-е гг. XVIII в.).
На гравюрах XVIII в. атрибуты рая (многоглавый храм, кущи) иногда заменяли архитектурным фоном, а образ Господа Саваофа - изображением Св. Духа в виде голубя (гравюра неизв. мастера 1-й трети XVIII в. (РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра. Кат. 38. С. 54), служившая образцом для печатных лубков до 1865). Костюмы и архитектура отражали влияние барокко. В совр. правосл. искусстве этот сюжет вновь стал востребованным в иконописи и стенописи.
Вне России образ «О Т. р.» часто встречается в греч. иконописи (икона XV в. из Византийского музея Афин, образы письма иером. Даниила (XVI-XVII вв., Великая Лавра св. Афанасия на Афоне) и Г. Клонцаса (кон. XVI в., Музей греческого искусства, Венеция; 1604, мон-рь вмц. Екатерины на Синае); иконы XVI-XVII вв. из мон-рей Дионисиат на Афоне и Лесновского; икона критского мастера Т. Пулакиса (1670-1690, музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова, Патмос)). В монументальных циклах композиция представлена на территории совр. Румынии (росписи в храме Успения Богородицы мон-ря Хумор работы мастера Фомы из Сучавы, 1535; в Благовещенской ц. мон-ря Молдовица, 1532-1537; в ц. в честь Вознесения Господня мон-ря Сучевица (1596)), а также в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Пива в Черногории (1604-1606) и храма мон-ря Грачаница работы серб. мастеров Андрея и Лонгина (1570) (см.: Геров. 1995).